Также известен как: Porsche 917 KH Coupé или Porsche 917 K-70 Премьера: 1970 10 января на квалификации в Буэнос-Айресе 1000 км Достижения: победитель Ле-Мана 1970, победитель Interserie 1970, Чемпионат мира среди производителей для Porsche в 1970
Купе 917 Kurzheck (917K) впервые появилось в 1970 году и внесло больший вклад в историю Porsche 917, чем любой другой вариант. Это была версия, которая отличалась срезанным хвостом для увеличения прижимной силы. Это снизило максимальную скорость автомобиля на целых 30 миль в час, но помогло Porsche выиграть Ле-Ман два года подряд.
В сезоне 1970 года 917-е были проданы Martini Racing, JWA Gulf Racing и Porsche Salzburg - частным командам, которые поддерживались заводом. Под руководством Джона Уайера инженеры JWA решили проблемы с управляемостью, впервые обнаруженные при тестировании. Инженер Wyer, Джон Хорсманн, придумал решение - отрезать заднюю часть кузова и заменить ее новой алюминиевой секцией. Это значительно улучшило устойчивость за счет увеличения прижимной силы. Позже Porsche переделал хвостовые части для большинства автомобилей и назвал автомобили Kurzheck или 917K. Удивительно, но еще одна версия с низким лобовым сопротивлением была разработана Робертом Шуле. Известный как Langheck, он был специально разработан для достижения максимальных скоростей на прямой Mulsane.
Porsche также экспериментировал с расточкой двигателя до новой конфигурации объемом 4,9 литра, которая выдавала 20 дополнительных лошадиных сил. Позже было обнаружено, что эти двигатели создают слишком большую нагрузку на коробку передач.
В сезоне 1970 года Porsche схлестнулись с Ferrari 512, которая была менее мощной и тяжелой. Несмотря на то, что Ferrari выпустила одиннадцать автомобилей в гонку, успех Porsche с помощью команд был практически гарантирован. Всего через полтора часа гонки Ferrari отставали. Несмотря на сильный дождь и шторм, два 917-х опередили 3,0-литровый 908-й. Ханс Херрманн и Ричард Эттвуд на своем зальцбургском красно-белом 917K принесли Porsche первую общую победу в Лемане.
В Porsche нет недостатка в известных комбинациях номеров, но последовательность 9-1-7, по крайней мере, когда речь идет о гонках, является самой известной из всех. Это не только самый мощный и быстрый гоночный автомобиль Porsche на сегодняшний день, но и целое поколение гоночных автомобилей, которое может остановить только изменение правил, а не конкуренты на трассе. Когда в конце 1967 года были обнародованы новые правила международного чемпионата спортивных автомобилей, команда в Штутгарт-Цуффенхаузене решила построить новый гоночный автомобиль для класса до пяти литров.
Как преемник успешных моделей 907 и 908, 917 получил двенадцатицилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, мощность которого в 1970 году составляла внушительные 580 л.с. (426 кВт) при 8300 оборотах в минуту. 14 июня 1970 года Porsche одержал первую из 16 побед в общем зачете "24 часа Ле-Мана". Проехав ровно 2863,15 мили, или 343 круга, гонщики Ханс Херрманн и Ричард Эттвуд завоевали подиум на легендарном Porsche 917 Kurzheck (KH) от Porsche Salzburg со стартовым номером 23. На втором месте были Жерар Ларрусс и Вилли Каусен на Martini-917 Langheck, а Руди Линс и Хельмут Марко заняли третье место на Porsche 908/02, подиум Porsche был идеальным.
Истории гонок
Porsche впервые представила 917 прессе на Женевском автосалоне 1969 года. За этим последовала интенсивная проверка омологации CSI, потребовавшая, чтобы все автомобили были завершены, прежде чем автомобиль сможет участвовать в гонках. Примечательно, что Porsche выпустил еще восемь автомобилей за три недели, чтобы завершить необходимые 25 автомобилей. 1 апреля 1969 года 917-й был омологирован как раз к Ле-Ману.
В то время как 917 K 1969 года был неустойчивым и очень сложным в управлении, задняя часть была полностью изменена для сезона 1970 года, чтобы, наконец, создать прижимную силу вместо непреднамеренной подъемной силы. Автомобили, построенные в 1969 году, были переделаны в соответствии со спецификациями 1970 года.
1 февраля 1970, Дайтона 24ч, победитель 917 K-70 (шасси 917-015) №2 Педро Родригес / Лео Киннунен. Второе место занял 917 K-70 (шасси 917-014) № 1 Джо Сифферт / Брайан Редман, а третье место занял Ferrari 512S № 28 Марио Андретти / Артуро Мерзарио / Джеки Икс
Первая крупная победа была одержана в самом начале сезона – в 24-часовой гонке в Дайтоне команда John Wyer Engineering финишировала на 1 и 2 местах. 917 K-70 команды инженеров J. W. Automotive + пилоты Лео Киннунен и Педро Родригес доказали формулу победы. Они одержали 3 крупные победы в сезоне – после Daytona 24H и Brands Hatch 1000 km, а также 1000 km в Монце. На 1000 км в Монце можно увидеть еще одну эволюцию 917–го - 4,9-литровый двигатель.
12 апреля 1970, Брэндс-хэтч 1000 км, 1-4 места за Porsche: 1. 917 K-70 (шасси 917-016) #10 Педро Родригес / Лео Киннунен 2. 917 K-70 (шасси 917-023, машина, которая выиграет Ле-Ман через 2 месяца) #11 Вик Элфорд / Денни Халм 3. 917 K-70 (917-020) #12 Ричард Эттвуд / Ханс Херрманн 4. 908/02 K Spyder
Добавленная мощность и крутящий момент 4,9-литрового двигателя по сравнению с версией 4,5л были незначительными, но, конечно, любое увеличение производительности выгодно в гонках, если машины соперников не выходят из строя по техническим причинам или из-за аварий. Первая победа 4,9-литрового 917 одержана в гонке на 1000 км в Спа.
17 мая 1970, Спа 1000 км, победитель 917 K-70 4.9 (шасси 917-014) №24 Джо Сифферт/Брайан Редман. 2 место заняли Ferrari 512S #20 Джеки Иккс / Джон Сертис, а третье место - 917 K-70 4.9 (шасси 917-023, вскоре самый знаменитый 917) #28 Вик Элфорд / Курт Аренс-младший.
К 1970 Porsche были настолько известными гоночными автомобилями, что большинство частников использовали Porsche. Это означало, что на стартовой решетке 24H Ле-Мана 1970 года было 24 Porsche и 27 других автомобилей. Что может быть лучше для маркетинга? Теперь все хотели Porsche!
1970 Ле-Ман: # 23 917 K 4.5 квалифицировался на 15-й позиции, на 12,8 секунды на круг медленнее, чем 917 LH 4,9, поэтому он не был среди фаворитов, когда был дан старт
За полтора часа до гонки пошел дождь. Вскоре после этого произошел инцидент с четырьмя Ferrari 512 – три из них попали в аварию, без шансов продолжить борьбу, а двигатель четвертого был поврежден из-за непреднамеренного превышения оборотов. На тот момент уже семь из десяти лучших участников квалификации выбыли из гонки. Дождь усилился, и Джеки Икс, сидевший за рулем последнего уцелевшего заводского автомобиля Ferrari, ночью поднялся с 6-го места на второе, когда разбился - в результате той авариии погиб маршал. К рассвету погода из дождливой превратилась в штормовую. Тут уже лонгтейл 917 LH-70 4.9 Вика Элфорда/Курта Аренса-младшего, который был самым быстрым в квалификации и стартовал с поул-позиции, утром выбыл из гонки из-за отказа двигателя. Гонку выиграл Porsche Salzburg с 917 K-70 4.5 (шасси 917-023) #23 под управлением Ричарда Эттвуда / Ханса Херманна. За ними последовали две машины из Martini Racing: второе место занял 917 LH-70 4.5 # 3 Жерара Ларруса / Вилли Каусена, а третье - 908/02 LH Flunder Spyder. Гонка 1970 года в Ле-Мане принесла Porsche первую общую победу.
Из-за ужасных погодных условий финишировали только 16 автомобилей. Поскольку многие из них отстали на слишком много кругов, в итоге были классифицированы только семь машин. Porsche выиграл все четыре класса, в которых финишировали: 5-литровый 917, 3-литровый прототипный класс 908, 2-литровый GT-класс 914 и, наконец, 2,5-литровый GT-класс 911 S / T 2.3. 914 был 6-м, а 911- 7-м в общем зачете.
Ле–Ман 1970 года еще раз доказал - в гонке на длинные дистанции главным фактором является долговечность автомобиля, а не только его скорость. Хотя long tail 917 был быстрее на очень быстрой трассе Ле-Мана, а 4,9-литровый двигатель был мощнее, гонку выиграл более прочный 4,5-литровый и менее аэродинамичный кузов с коротким хвостом. Ни один из 4,9-литровых двигателей не выдержал 24 часов. Победивший 917-023 начал сезон с 4,5-литровым двигателем, затем использовал 4,9-литровый в двух гонках на 1000 км и снова был оснащен 4,5-литровым для Ле-Мана.
Чествование победителя Ле-Мана в Штутгарте.
Педро Родригес / Лео Киннунен выиграли 6-часовую гонку 1970 года в Уоткинс-Глен 11 июля. Днем позже 5,0-литровый двигатель впервые демонстрируется в гонках на Can-Am Watkins Glen race. Мощность двигателя составляет около 458 кВт. Первую победу 5-литровый 917-й одержал на 1000-километровой гонке Zeltweg в Австрии в октябре под управлением Джо Сифферта/Брайана Редмана. Интересно, что 917 с номером шасси 023, который выиграл Ле-Ман несколько месяцев назад, также был оснащен 5-литровым двигателем и занял 4-е место в гонке на 1000 км Zeltweg под номером #21. Тот факт, что автомобиль не отправился на хранение после победы в Ле-Мане, а вместо этого снова участвовал в гонках и вскоре даже был продан, был вызван многими факторами: в 1970 году гонка в Ле-Мане еще не была такой важной, какой она станет годы спустя, не было музея Porsche, а гоночному отделу нужно было заработать, поскольку он потратил огромные суммы денег под руководством инженерного гения Фердинанда Пьеха.
Победитель Ле-Мана 1970 года 917-023 не заслужил отдыха и допущен к гонке в Зельтвеге на 1000 км Österreichring, где он занял 4-е место под номером 21. Его можно увидеть на плакате справа позади победителя №23 917
11 октября 1970, Зельтвег 1000 км, победитель 917 K-70 5.0 #23 Джо Сифферт / Брайан Редман
Интерсерию1970 года выиграл Юрген Нойхаус на шасси 007 917 K-70. В Interserie гонки длились до 300 миль, и все гонки проходили в Европе, так что это была гораздо более дешевая серия, чем Чемпионат мира производителей, который проходил по всему миру и где самой короткой гонкой была Targa Florio с дистанцией около 500 миль или 800 км. MWC 1970 года состоял из следующих гонок: Дайтона 24 часа, Себринг 12 часов, Брэндс Хэтч 1000 км, Монца 1000 км, Тарга Флорио, Спа 1000 км, Нюрбургринг 1000 км, Ле-Ман 24 часа, Уоткинс Глен 6 часов и Зельтвег 1000 км. Porsche стал чемпионом мира среди производителей уже в 1969 году, и повторил достижение в 1970 году, теперь благодаря 917.
9 мая 1971, Спа 1000 км, двойная победа Porsche: 1-й 917 K-70 4,9 #21 Педро Родригес / Джеки Оливер, 2-й 917 K-70 4,9 #20 Джо Сифферт / Дерек Белл.
1971 год, презентация Порше в Спа: 917 K (4.9, 441 кВт) и 914/4 (1.7, 59 кВт). Несмотря на то, что 914-й обладал в 7,5 раз меньшей мощностью, вы могли купить около двадцати таких автомобилей по цене 917-го.
Несмотря на то, что автомобили заводской команды получили новый кузов для сезона 1971 года, многие частные автомобили также были представлены в прошлогоднем сетапе. 17 октября 1971 года гонку на 1000 км в Париже выиграл 917 K-70 5.0 компании J. W. Automotive под управлением Дерека Белла /Гийса ван Леннепа.
Гонщик Porsche Джо Сифферт присоединился к чемпионату Формулы-1 вместе с BRM в 1971 году. Последняя гонка чемпионата состоялась 3 октября, и он занял 5-е место в сезоне. После сезона 24 октября он принял участие в гонке Формулы-1 и погиб в пожаре после аварии. На похоронах катафалк вел Porsche 917 K-70. Сифферт оценил бы это.
1971г, похороны Джо Сифферта. Его история 917 включала в себя следующие подиумы: 1969 Can-Am Бриджхемптон - 3-й, 1970 Дайтона 24 ЧАСА - 2-й, Спа 1000 км - 1-й, Уоткинс Глен 6 часов - 2-й, Кьялами 9 часов - 2-й, 1971 Буэнос-Айрес 1000 км - 1-й, Брендс Хэтч 1000 км - 3-й, Монца 1000 км - 2-й, Спа1000 км - 2-й, Уоткинс-Глен 6 часов - 2-й, Кан-Ам Уоткинс-Глен - 3-й.
Уличный 917
Два 917 были переоборудованы для уличного использования в семидесятых годах, 917-021 и 030. Белый Martini Racing 917 K-71 (917-030), разбившийся в 1971 году на 1000 км Zeltweg, спустя годы был оснащен задней частью K-70, всем необходимым для езды по уилицам и окрашен в серебристый цвет для Грегорио Росси ди Монтелера из Martini & Rossi. 917-021 подвергался интенсивным гонкам и ему изрядно доставалось. Йоахим Гроссманн переделал его в легальный автомобиль для улиц и покрасил в белый цвет. Позже он несколько раз переходил из рук в руки и был переделан обратно в автоспорт. Поэтому, 917-030 - единственная легальная модель 917.
917-021, каким он был некоторое время
Грегорио Росси ди Монтелера на своем легальном 917-030.
Официальный клон победителя Ле-Мана (шасси 917-001)
Выигравший Ле-Ман в 1970 году 917-й (шасси 917-023), был продан после сезона 1970 года компании Martini Racing, был окрашен в серебристый цвет и покрыт полосами Martini. Из Martini Racing автомобиль попал в частную коллекцию и несколько раз переходил из рук в руки. 917-023 был восстановлен до вида 1970 года в Ле-Мане. Автомобиль, который Porsche демонстрировал на протяжении десятилетий, был официальным клоном, созданным Porsche на базе прототипа шасси 917-001, который никогда не участвовал в гонках. В 2018-2019 годах 917-001 был переделан обратно в свой оригинальный длиннохвостый кузов и оригинальную ливрею Женевского автосалона 1969 года.
Porsche 917-001 в ливрее 917-023 в Ле-Мане 1970 года
Оригинальные победители Ле-Мана Ханс Херманн и Ричард Эттвуд рядом с клоном в 2013 году.
Для сравнения
Главный инженер Porsche 917 Фердинанд Пьех с 917-001 в восьмидесятых.
Гонки 1971
В сезоне 1971 года Porsche столкнулся с новыми конкурентами, в том числе с 600-сильными 512 Роджера Пенске и Alfa Romeo T33 / 3. Для подготовки Porsche пересмотрел как короткую, так и длинную версии 917. У обоих были небольшие изменения кузова, которые включали вертикальные ребра на коротком, а длинный был изменен, чтобы развивать скорость до 248 миль в час. Porsche также подготовил знаменитый 917/20 ‘Pink Pig of Zuffenhausen’. Одной из самых радикальных разработок 1971 года стала цельная магниевая рама, которая устанавливалась на шасси 053 и выпускалась JWA/Martini. Выкрашенный в белый цвет, этот автомобиль занял первое место в общем зачете Ле-Мана. На нем Гельмут Марко и Гийс ван Леннеп установили общий рекорд дистанции. Но это уже другая история.